Белые итальянские мраморы
Мрамор получил свое название от греческого слова marmaros – блестящий. Эта кристаллическая горная порода образуется в результате перекристаллизации известняка и доломита. Мраморы содержат пылевидные минеральные примеси, что обусловливает разнообразие окраски и рисунка. От содержания кварца зависят прочность и погодоустойчивость камня. Рисунок определяется не только строением мрамора, но и направлением, по которому производится распиливание камня.
Белый мрамор серавеццо добывали в провинции Тоскана (Италия), в предгорьях Альп, где находятся известные месторождения – Каррара, Месса, Монте-Альтиссимо и Серавецца. Этот мрамор имеет чуть сероватый тон и местами слабо выраженный рисунок. Плитами серавеццо облицована большая часть стен и пилонов в интерьере Исаакиевского собора. Толщина плит составляет 2–3 см; их крепили к кирпичной кладке железными стержнями (пиронами).
Этим камнем обрамлены три большие и четыре малые двери, он использован для элементов декора в арках боковых нефов. Благородные тона мраморной облицовки эффектно сочетаются с темной бронзой массивных дверей, с позолотой скульптур и яркими красками росписей.
В отделке интерьера Исаакиевского собора также присутствует белый каррарский мрамор, имеющий мировую известность и высоко ценимый скульпторами. Добывали камень в Монте-Альтиссимо и Карраре. Он отличается повышенной плотностью, мелкозернистой структурой, однородностью и отсутствием рисунка.
Из каррарского мрамора выполнены облицовка главного и малых иконостасов, отделка ниш пилонов, детали балюстрады, отделяющей алтарную часть храма. Особым изяществом отличается резьба по мрамору боковых стен главного алтаря.
Престолы, жертвенники и пьедестал под дарохранительницу в главный алтарь также были выполнены из каррарского мрамора.