← На главную страницу

Гранит рапакиви

Гранит – один из самых распространенных строительных, декоративных и облицовочных камней. Наиболее широко применяют финский гранит рапакиви (фин. rapakivi – гнилой, крошащийся камень), поскольку он легче поддается обработке и в месторождениях залегает ровными крупными горизонтальными слоями, разделенными прослойками тонкой земляной подстилки. Эти особенности дали возможность использовать гранит на всех этапах строительства Исаакиевского собора: при сооружении фундамента, стилобата, прокладок в кирпичной кладке, а также для украшения здания.

Добывали рапакиви на территории Великого княжества Финляндского близ города Фридрихсгама (ныне – Хамина), в каменоломне Пютерлакс на берегу Финского залива. Его дно недалеко от ломок было глинистым, удобным для забивки свай и постройки пристаней, а прибрежный фарватер глубоким, что облегчало транспортировку камня в Санкт-Петербург.

Из рапакиви выполнена цокольная часть фасада собора, ступени и 48 колонн портиков, 24 колонны барабана главного купола, небольшие гранитные колонны на колокольнях и в обрамлении окон, фон под надписи во фронтонах портиков, а также ромбовидные и треугольные плиты пола северного и южного портиков.

Блоки стилобата и колонны собора тщательно отполированы для придания поверхности более высокой прочности. Полировка не только предохраняет камень от атмосферных воздействий, но и дает особый декоративный эффект: красные гранитные колонны четко выделяются на светло-сером фоне мраморной облицовки стен, и в сочетании с позолотой куполов создают нарядную цветовую гамму. На полированной поверхности колонн собора особенно хорошо виден рисунок камня.

Зимой, после сильных морозов, во время оттепели можно увидеть необычный эффект – мраморную облицовку собора и гранитные портики покрывает снежный налет. Эффект необычайно красив и всегда привлекал внимание писателей, поэтов и художников. Очень живописное описание собора оставил Теофиль Готье в книге «Путешествие в Россию» (1867): «Иногда, после оттепели, ледяной северный ветер в одну ночь сковывает на теле монумента влагу на граните и мраморе. Сеть жемчуга, более тонкого, более округлого, чем капли росы на растениях, покрывает гигантские колонны перистиля. Красноватый гранит становится самого нежного розового цвета и по краям воспринимает бархатисто-персиковый, как цветок оливы, цвет. Он преображается в неведомый материал, похожий на драгоценный камень, из которого мог бы быть построен небесный Иерусалим. Замерзший кристаллами пар покрывает здание бриллиантовой пылью, которая отбрасывает огоньки и искорки, когда луч солнца коснется его, словно это собор из драгоценных камней в граде Божием».