← На главную страницу

Малахит

В интерьере Исаакиевского собора использован хрупкий и исключительно красивый по цвету камень малахит (др.-греч. μολόχη – мальва). По химическому составу малахит – водная углекислая соль меди. В природе он встречается чаще всего в виде образований округлой формы сравнительно небольшого размера. Малахит легко поддается распиливанию и принимает безукоризненно зеркальную полировку.

Крупные глыбы этого камня – редкость, недаром в музее петербургского Горного института хранится добытая на Гумешевском руднике близ Екатеринбурга глыба малахита массой 1,5 тонны. Известны также Медноруднянские залежи этого камня, принадлежавшие известным заводчикам Демидовым и дававшие в то время ежегодно от 30 до 80 тонн камня. Именно этот малахит был использован в Исаакиевском соборе для облицовки восьми колонн и двух пилястр главного иконостаса, которые производят впечатление монолитных.

Высота колонн – около 10 метров, диаметр – 1 метр. На треть высоты они имеют выпуклые каннелюры, далее до астрагала – впалые; в колоннах по 16, в пилястрах по 10 каннелюр.

На производство работ был объявлен конкурс, который выиграла фирма «Никольс и Плинке». Колонны собирали и облицовывали в мастерской, затем устанавливали в иконостас.

Мастера-камнерезы выполняли изделия из малахита методом «русской мозаики». На первый взгляд малахитовые колонны производят впечатление монолитов. На самом деле это бронзовые барабаны, облицованные тонкими, в два-три миллиметра толщиной пластинками малахита, тщательно подобранными по рисунку и цвету, а их узоры – результат творчества мастеров-камнерезов. Пластинки приклеивали к бронзовой основе посредством горячей мастики из воска и канифоли; неровности шлифовали и полировали.

Из малахита изготовлены также различной формы вставки в цоколях трех иконостасов и в арках. Инкрустации из малахита выполняли на бронзовых досках.

В интерьере собора можно найти несколько способов набора: ленточный, при котором получалась волнистая линия рисунка; радиальный, напоминающий распил ствола дерева; «мятым бархатом», когда камень подбирался не столько по узору, сколько по оттенкам цвета; «на две стороны» – симметричный относительно вертикальной или горизонтальной оси; «на четыре стороны» – в форме креста.

«Восемь малахитовых коринфских колонн с основаниями и капителями из позолоченной бронзы с двумя пилястрами составляют фасад и поддерживают аттик. Цвет малахита с его металлическим отсветом, оттенки медной зелени удивительно чаруют глаз, совершенная полировка твердого камня восхищает красотой и великолепием. Прежде всего невозможно поверить в реальность подобной роскоши, так как малахит употребляется обычно для поделки столов, ваз, шкатулок, браслетов и других украшений, а здесь, в этих колоннах и пилястрах, 42 фута высоты. Выпиленные из породы циркульными пилами, созданными специально для этого случая, малахитовые куски пригнаны с такой точностью, что можно подумать, будто это монолиты». (Т. Готье. Путешествие в Россию)